Закрыть

Присоединяйся!

Авторизуйтесь через популярные соц.сети

Вконтакте Google+
Kickstarter

О доверии, ответственности, Kickstarter и деньгах

Тему краудфандинга не обсуждал только ленивый. Каждый уважающий себя «диванный аналитик» уже давным-давно написал статью из разряда «Kickstarter — хорошо или плохо?», а более продвинутые умудрились даже прийти к какому-то выводу. В общем, мысль «чем я хуже?» и послужила основным толчком для написания этого текста.


Но не без повода. Помните проект Broken Age от Тима Шейфера? Тот, что почти 3,5 миллиона собрал? Так вот, совсем недавно глава Double Fine Productios объявил, что игра будет разделена на 2 части, первая из которых появится в Steam в январе 2014, а вторая — весной того же года в качестве бесплатного обновления. Причина банальна — нехватка финансирования. С учётом того, что изначально для реализации проекта на Kickstarter была названа сумма в 400 тысяч долларов, новость вызвала массу недовольства со стороны игрового сообщества, начались толки на тему «вот и первый провал», «что и следовало ожидать» и всё в таком духе.

3

Самое комичное в этой ситуации то, что Broken Age является не просто «собрал_кучу_бабла» проектом, но и, по сути, родоначальником моды на Kickstarter в сфере видеоигр. В своё время новость об успехе Double Fine вызвала небывалый ажиотаж вокруг сервиса. И тот факт, что именно Тим начал жаловаться на нехватку денег на разработку, по мнению ряда скептиков, очень красноречиво говорит о системе краудфандинга в целом.

Хотя плохого-то ещё ничего не произошло, если подумать. Ну отложили релиз и отложили. Ну захотел человек, коль денег выделили сверх необходимого, сделать нечто более крутое, чем планировалось изначально. Что ж тут такого? Но на этом старина Тим не остановился. Строго говоря, с хронологической точки зрения, всё с точностью до наоборот, но пусть будет так.

В конце мая 2013 года на Kickstarter была анонсирована новая игра от Double Fine. Проект нарекли Massive Chalice и на разработку попросили ни много ни мало 725 тысяч долларов. То есть, не успев сдержать одного обещания, студия побежала клянчить денег на новую задумку. Как бы там ни было, но кампанию ждал успех, и к окончанию срока Massive Chalice успел собрать необходимую сумму. Как-то некрасиво, господа.


Kickstarter не несёт ответственности за конечный результат


Речь, разумеется, в очередной раз идёт о доверии и об ответственности. Собственно, на первом и основана вся система краудфандинга. Когда пользователь делает взнос, никто не даёт ему гарантии, что конечный продукт будет таким, каким был обещан. Никто не даёт гарантии, что продукт вообще будет. Kickstarter не несёт ответственности за конечный результат, поэтому всё, чем вы можете руководствоваться, — ваше собственное доверие и надежда на честность владельца проекта.

В конечном счёте, такая модель показывает нам, как бы выглядели рыночные отношения «продавец-потребитель», если бы  не было вмешательства посредников в лице ритейлеров, а над головой непосредственных разработчиков не стояли «злые дяди», стучащие им по голове, торопящие и вечно чем-то недовольные.

В результате имеем то, что имеем: без контроля со стороны разработчики выкидывают трюки вроде тех, что продемонстрировал нам Тим, опытный в своём деле человек, стоит заметить. Сказать однозначно, хорошо это или плохо, довольно сложно. История знает как массу проектов, не сумевших раскрыть свой потенциал из-за притеснений со стороны руководства, так и примеры, когда кучка любителей с блестящей идеей не могла её реализовать из-за отсутствия чёткого управления. Получается, что Kickstarter — не яд и не панацея, это просто ещё один из инструментов в руках разработчика. И, при всех своих недостатках, это действительно интересная альтернатива для независимого разработчика.

Во многом благодаря Kickstarter начали возрождаться как отдельные давно забытые франшизы, так и целые жанры. Сегодня на Kickstarter берут своё начало проекты из совершенно разных областей, начиная от чехлов для iPad и заканчивая съёмками фильма. А все неприятности, вроде переносов сроков, частичного изменения концепции — лишь небольшое напоминание о том, что Kickstarter — не магазин, а проекты — не товары.

Комментариев 0

Авторизуйтесь через популярные соц.сети

Вконтакте Google+